Отчет о научной деятельности университета за 2012 г

Версия для печати


2.jpg1.jpg4.jpgЭкибастуз.jpg


Научная деятельность является одним из основных направлений работы Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна.

В целом по показателям работы 2012 год является лучшим годом за всю предыдущую историю университета. Этому способствовали такие факторы как проведение в Украине Евро-2012, успешная международная работа, подготовка вузов к аккредитации в 2013 году и др.


Научные подразделения университета

В 2012 году в выполнении НИР участвовало 28 научных подразделений университета, работавшие над выполнением госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ. 2012 году создано 3 новых научных подразделения:

В 2012 году созданы три новых научных подразделения:

- СКТБ «Микропроцессорные системы управления и безопасности»

- ОНИЛ «Технологии и системы безопасности на транспорте»

- ОНИЛ «Технология обработки металлических материалов»

В последние годы наблюдается рост числа штатных научных работников. За 4 года в университете было создано 6 новых научных подразделения и 36 новых рабочих мест для штатных научных работников. К выполнению НИР в 2012 году привлекалось 335 научно-педагогических работников университета.


Подготовка научных кадров

Подготовка научных кадров осуществляется через аспирантуру и докторантуру. В аспирантуре обучается 78 человек, из них: с отрывом от производства 48. В докторантуре обучается 5 докторантов.

В университете функционируют три специализированных ученых совета: две по защите докторских и одна кандидатских диссертаций, в которых проходят защиты по семи специальностям. Сотрудниками университета в 2012 году защищено 25 диссертаций. Из них две доктора наук и 23 - кандидата наук.


Финансирование научной деятельности

Финансирование научной деятельности в университете осуществляется за счет средств общего фонда государственного бюджета и за счет средств отечественных и иностранных заказчиков. Всего в университете в 2012 году выполнялось 7 работ с финансированием из общего, 218 из специального фонда государственного бюджета и два международных гранты. Основными заказчиками являются предприятия учреждения и организации Украины, Российской Федерации, Казахстана, Чехии и Южной Кореи. Наибольший рост заказов в последние годы наблюдается со стороны Республики Казахстан. Фактический объем финансирования научно-исследовательских работ в 2012 году составил 27,9 млн. грн. Доля финансирования из общего фонда государственного бюджета составляет 2%, 59% - средства отечественных и 39 - иностранных заказчиков. В рамках международной научной деятельности выполнялось 21 проектов и работ, из них 2 - проекты в рамках программы TEMPUS и 19 научно-исследовательских работ.

Тематика научно-исследовательских работ связана с подвижным составом и тягой поездов, железнодорожной инфраструктурой, эксплуатацией железнодорожного транспорта, экономикой, экологией, электрификацией и информатизацией железнодорожного транспорта и другими направлениями исследований. Основные научные работы связаны с приоритетными направлениями исследований, определенными законом Украины и Постановлением Кабмина. В 2012 году было завершено 4 научно-исследовательские работы, которые финансировались из общего фонда бюджета.

 НИР: Разработка методов повышения надежности перевозочного процесса. Объем финансирования 101,9 тыс. грн. По результатам работы опубликовано 23 научные публикации, подготовлена ​​1 заявка на охранный документ. Защищено одну диссертацию д.т.н., одну диссертацию к.т.н. и 5 магистерских работ. Разработанные модели, методы и программные средства использованы при выполнении хоздоговорных НИР на общую сумму 738 тыс. грн ..

НИР: Повышение эффективности систем энергоснабжения объектов железнодорожного транспорта. Объем финансирования 240 тыс. грн. По результатам работы опубликовано 4 монографии, 1 учебник, 2 учебных пособия, 74 статьи, 62 тезиса докладов на конференциях, 9 охранных документов, защищены 3 докторские диссертации, 1 кандидатская диссертация и 7 магистерских работ. Разработанные модели, методы и программные средства использованы при выполнении хоздоговорных НИР на общую сумму 707 тыс. грн.

НИР: Оценка технического состояния земляного полотна на отдельных железных и разработка предложений по обеспечению его надежности при повышенной скорости движения поездов до 200 км / час. Объем финансирования 94 тыс. грн. По результатам работы опубликовано 1 монография, 1 учебник, 28 статей, 17 тезисов докладов на конференциях, получено 2 охранных документа, подано 1 заявка, защищены 3 кандидатские диссертации и 5 магистерских работ. Разработанные модели, методы и программные средства использованы при выполнении хоздоговорных НИР на общую сумму 4520 тыс. грн.

НИР: Совершенствование информационных технологий на железнодорожном транспорте. Повышение эффективности систем энергоснабжения объектов железнодорожного транспорта. Объем финансирования 101,2 тыс. грн. По результатам работы опубликовано 3 монографии, 74 статьи, 135 тезисов докладов на конференциях, получено 7 охранных документов, защищены 1 докторская диссертация, 8 кандидатских диссертаций и 6 магистерских работ. Разработанные модели, методы и программные средства использованы при выполнении хоздоговорных НИР на общую сумму 1347 тыс. грн.

Основные научные разработки в 2012 году связаны с совершенствованием контрольно-измерительной аппаратуры и усовершенствованием технических средств обучения.

Основные технологические разработки связанные с совершенствованием технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта и автоматизацией технологических операций. Среди завершенных в 2012 году научно-исследовательских работ такие работы как «Разработка проекта концепции допуска перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта», «Разработка порядка определения эффективности курсирования пассажирских поездов», «Разработка методики расчета тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», « Разработка технических решений по обеспечению повышения скоростей движения пассажирских поездов на участках ускоренного движения »и др..

Значительный объем научных работ, выполненных университетом, связанный с проведением испытаний железнодорожного подвижного состава и транспортной инфраструктуры. «Проведение сертификационных испытаний универсального полувагона производства ООО" Казахстанская вагоностроительного компания "на тележках типа ZK-1 производства КНР в соответствии с требованиями нормативных документов», «Проведение испытаний электропоездов Talgo (Испания) со скоростью до 200 км / ч» в Республике Казахстан и др..

Среди работ, выполняемых университетом в 2012 году - продолжение испытаний пассажирского подвижного состава производства «Шкода» (Чехия), «Хюндай» (Южная Корея), «Песа» (Польша) и отечественных скоростных двухсистемных электропоездов производства Крюковского вагоностроительного завода, которые не уступают мировым аналогам. Испытания элементов транспортной инфраструктуры - Дарницкого моста в Киеве; ДнепроГЭСа в Запорожье и др..

Университет имеет все необходимые разрешительные документы для выполнения данных видов деятельности, были обновлены в 2012 году. Испытательные лаборатории университета аккредитованы в УкрСЕПРО и Регистре сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации и другие документы, позволяющие вести деятельность в рамках СНГ.

К конструкторских разработок 2012 относятся:

- Разработка конструкторской документации для постройки экспериментального образца 6-осной цистерны для перевозки нефтепродуктов для путей с колеей 1520 мм по габаритном чертежу PD21102080_B на заказ ТАТРА Вагонка (Словакия)

- Изготовление конструкторской документации на 16-осный транспортер грузоподъемностью до 240 тонн

- Исследование и разработка технологии очистки балластного щебня водяным паром на мобильном оборудовании

- Разработка рабочих чертежей для изготовления железобетонных мостовых балок, армированных предварительно напряженными канатами длинами: 12,15,18,21,24,27,30,33 для автодорожных мостов


За 2012 год создано 225 единиц научной продукции.


Монограф_Афанасов.jpgМонограф_Бондар.jpgМонограф_Висин.jpgМонограф_Меняйленко.jpgМонограф_коллектив_Власова.jpgМонограф_Гненный.jpg


Наибольший объем поступлений обеспечено ОНИЛ Вагонов, НИИ РСКТС и ОНИЛ ДМРС.

Основными направлениями использования средств является выплата заработной платы, НДС и начислений на заработную плату. По 2012 университетом уплачено 4,4 млн. грн. НДС и 3,7 млн. грн. отчислений в фонд социального страхования. 


Выставки и конференции

            В 2012 году в университете было проведено 15 международных научных конференций, из которых 3 студенческих. Университет принимал участие в семи выставках: четырех международных и трех всеукраинских. Одна из выставок «Железнодорожная техника и технологии перевозок» уже в четвертый раз проводится на базе университета.


Издательская деятельность

В 2012 году сотрудниками университета было напечатано 1327 публикаций, из них монографий - 21, учебников - 4, учебных пособий - 7, статей в профессиональных изданиях - 402.

В университете издается 7 периодических изданий:

1. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна - за 2012 год выдано 6 номеров;

2. Сборник научных трудов Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна «Проблемы экономики транспорта» (главный редактор д.э.н. Бараш Ю. С.), изданы два номера;

3. Сборник научных трудов Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна «Транспортные системы и технологии перевозок» (главный редактор профессор Бобровский В.И.), изданы два номера;

4. Журнал «Электромагнитная совместимость и безопасность на железнодорожном транспорте» (главный редактор профессор Гаврилюк В.И.), изданы два номера;

5. Журнал «Электрификация транспорта» (главный редактор д.т.н., доц. Сыченко В. Г.), изданы два номера.

6. Сборник научных трудов «Мосты и тоннели: теория, исследования, практика», изданы два номера.

7. Электронное издание «Антропологические измерения философских исследований» (главный редактор проф. Хмель В.В.), изданы два номера.

Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика в 2012 году прошел перерегистрацию. Требования к оформлению сборника изменен для его регистрации в SCOPUS.


homepageImage_en_US.jpg
Сборник_Вестник.jpg
homepageImage_uk_UA.pngСборник_Мосты-3.jpg Сборник_Технологии.jpgСборник_Экономика_2012_3.jpg


Инновационная и патентно-лицензионная деятельность 

За 2012 год получено 59 охранных документов, из которых: 53 патента и 6 свидетельств на регистрацию авторских прав на произведения. В то же время подано 44 заявки на изобретения и полезные модели и 17 заявок на регистрацию авторских прав на произведения.


Научная работа молодых ученых, студенческая научная работа.

В университете обучается 4320 студентов дневной формы обучения. К выполнению научно-исследовательских работ привлекались 623 студента - в основном 3-5-х курсов. С оплатой труда в выполнении НИР принимали участие 48 студентов, которые работали на должностях техников и специалистов.

Студентами университета получено 8 побед во втором этапе Всеукраинских студенческих олимпиад. Подготовлено 30 работ на Всеукраинские научные конкурсы, 11 из которых стали победителями.

DSC_1352.jpg

В университете в 2012 году работало 265 научных и научно-педагогических работников, которым не исполнилось 35 лет, то есть молодых ученых. Это составляет 52,6% от количества штатных сотрудников. За последние 4 года этот показатель вырос на 4%, что указывает на обновление кадрового состава университета. 37 молодых ученых со степенью кандидата наук, 53 учатся в аспирантуре и 1 в докторантуре. По 2012 молодыми учеными опубликовано 4 монографии, 3 учебных пособия, 89 статей в профессиональных изданиях, из них 10 в зарубежных изданиях.

В 2012 году в Днепропетровском национальном университете железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна открыт Молодежный центр Днепропетровщины. Работа Молодежного Центра должна охватить почти восемьдесят высших учебных заведений области. Среди его первоочередных задач:

- создать возможности для всестороннего развития и самореализации молодежи;

- привлечь максимальное количество активной молодежи к общественно-полезной работы;

- реализовать молодежные инициативы; повысить международную мобильность молодежи;

- улучшить передачу опыта и знаний между молодыми людьми и многое другое.

    В молодежном центре во втором полугодии 2012 года еженедельно проходила «Школа молодых ученых Днепропетровской области», что была профинансирована в рамках гранта для молодых ученых городского головы Днепропетровска. Школа для молодых ученых была посвящена вопросам подготовки научных проектов. В ее работе принимали участие молодые ученые большинстве вузов области.


    Основные проблемы

    Проведение современных исследований невозможно без соответствующей материально-технической базы. При этом, старение инфраструктуры является одной из проблем, стоящих перед ВУЗами. Необходимо отметить ряд положительных сдвигов в приобретении оборудования вузами. В 2012 году для ВУЗов отменены тендерные процедуры, что позволило определенным образом обновить материально-техническую базу. В то же время Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 апреля 2001 № 332 (с изменениями) установлены предельные суммы расходов на приобретение некоторых товаров, а согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 22 октября 2008 № 943 (с изменениями) установлен запрет на приобретение автомобилей, ноутбуков и мебели за счет государственного и специального фонда государственного бюджета. Необходимо отметить, что компьютеры стоимостью до 7000 грн не позволяют выполнять научные исследования на современном уровне, приобретение ноутбуков и автомобилей необходимо для выполнения полевых исследований, а приобретение мебели связано с наращиванием объемов выполнения хоздоговорных НИР и необходимостью увеличения штата сотрудников. Практически все закупки университет осуществляет за счет специального фонда государственного бюджета, т.е. за счет средств заказчиков и такая ситуация мешает нормальному выполнению научно-исследовательских работ, обновлению материально-технической базы научных исследований и созданию новых рабочих мест. В связи с этим предлагаем сделать исключение для закупок вузов за счет специального фонда государственного Постановлений Кабинета Министров Украины от 4 апреля 2001 № 332 и от 22 октября 2008 № 943.

    Еще большей проблемой является закупка дорогостоящего оборудования. Увеличение объема накладных расходов в университете позволило обновить контрольно-измерительную аппаратуру и вычислительную технику для научных исследований. Но стоимость приобретенного оборудования не превышает 400 тыс. грн. за единицу. Приобретение оборудования большей стоимости за собственные средства для ВУЗов является практически невозможным. Сконцентрировать значительные средства вуза не могут из-за инфляции. В отличие от коммерческих учреждений бюджетные лишены возможности брать кредиты. Целевое финансирование капитальных расходов за счет общего фонда, в отличие от НАН, в МОН отсутствует. В связи с этим актуальными являются вопросы разработки МОН механизмов финансирования обновления материально-технической базы научных исследований в вузах, например, на конкурсной основе.

    Одной из проблем выполнения хоздоговорных НИР является уплата НДС. В современных условиях НДС за предоставленные научные услуги оплачивается по факту выполнения услуг. При этом, в случае задержки оплаты услуг вузов вынуждены платить НДС за счет собственных средств. Это требует создания в вузах постоянного запаса средств, размер которых существенно превышает затраты на обновление материально-технической базы. Необходимо также отметить, что 91% задолженности за предоставленные научные услуги - это задолженность государственных предприятий. В связи с этим целесообразным является внесение изменений в Налоговый кодекс с установлением уплаты НДС за предоставленные научные услуги по факту поступления средств, или вообще отменить НДС для научно-исследовательских работ, которые прошли государственную регистрацию, как это было в конце девяностых годов.


    1.jpg100_1090.jpgDSC_3781'.jpg36483060.jpg